Рекомендованные в инструкции практические критерии количественной оценки морального износа с экономической точки зрения оказались различными даже внутри одной и той же функциональной группы средств труда. Так, при определении восстановительной стоимости подвижного состава надо было исходить: «п электровозам, тепловозам, газотурбовозам, паровозам — из скорости на руководящем подъеме с учетом силы тяги в тоннах, по грузовым автомобилям — из нормативной стоимости тонна-километра перевозки грузов; по автобусам и легковым автомобилям — расход бензина по норме на 100 км пробега». Вместе с тем пример расчета, приводимый в инструкции, свидетельствует о требовании строгого соблюдения выдвинутых критериев.
Не следует преувеличивать последствий различий в критериях учета морального износа, потому чтовысокий темп роста и, следовательно, обновления основных фондов как бы автоматически уменьшает если не массу, то долю устаревшего оборудования и других средств труда. С другой стороны, раз ЦСУ предлагало оценивать наличные в промышленности, транспорте и т. д. машины и другое оборудование по отпускным ценам 1955 г., то этим самым оно отказалось от последовательного осуществления идеи переоценки основных фондов с учетом морального износа второго рода.