К сожалению, из пояснения к материалам обследования нельзя сделать вывод, что к транспортно-погрузочньгм операциям отнесен в общем тот же круг занятий, какой следовало и можно было подобрать по материалам учета профессионального состава рабочих промышленности СССР. Несомненно, что при сопоставлении с принятым в нашей статистике кругом транспортно-погрузочных занятий и отраслей промышленности доля рабочих на транспортно-погрузочных и складских операциях в США заметно увеличится, возможно, до 15.
Тем не менее, остается фактом, что доля этой категории рабочих в СССР почти в 2 раза, в ремонтных в 15 раза больше, чем в США, и, что не менее важно, преобладающая их часть работала вручную или при помощи простейших приспособлений (грузчики, относчики, подносчики, завалыцики и т. д.). Большая часть рабочих выполняли вручную такие операции, какие в США были уже переданы машинам и сооружениям, вошедшим в основной капитал. Это обстоятельство также должно быть привлечено к объяснению, почему капиталоемкость в промышленности США уже после поправок на экстенсивную нагрузку была в 1959 г. только немногим меньше, чем в советской промышленности, хотя капиталовооруженность в первой была в этом году в два с лишним раза больше, чем в последней. ’
Когда, сравнивая отдачу основных фондов (капиталов) промышленности СССР и США, мы вводим поправки на сменность рабочей силы, потери времени в США вследствие забастовки и т. д., то стремимся только разложить сводные величины на составляющие их факторы, в частности выяснить отдачу в единицу времени. Но, разумеется, высокая нагрузка, притом постоянно высокая нагрузка, производственного аппарата — это огромное преимущество социалистического планового хозяйства, не подвергающегося, в отличие от капиталистического хозяйства, разрушительному действию периодических кризисов.